TY - JOUR TI - Уроки пандемии коронавируса и возможное изменение механизма финансового обеспечения деятельности вузов T2 - Вопросы образования IS - Вопросы образования KW - система высшего образования KW - дистанционное обучение KW - экономические последствия пандемии для вузов KW - финансовые механизмы KW - государственное задание KW - финансовая устойчивость вузов AB - Клячко Татьяна Львовна — доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, директор по стратегии и методологии Федерального института развития образования РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 82, стр. 1. E-mail: tlk@ranepa.ru (контактное лицо для переписки)Новосельцев Алексей Владимирович — проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: 109028, г. Москва, Покровский бульвар, 11. E-mail: anovoseltsev@hse.ruОдоевская Елена Викторовна — старший помощник ректора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».Адрес: 109028, г. Москва, Покровский бульвар, 11. E-mail: ekirilyuk@hse.ruСинельников-Мурылев Сергей Германович — доктор экономических наук, профессор, ректор Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации.Адрес: 119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А. E-mail: sinel@vavt.ruРассматривается организационно-экономическая реакция системы высшего образования на пандемию коронавируса и вынужденный переход на дистанционное обучение. Проанализирована ситуация, сложившаяся в разных группах вузов, и принятые ими меры в ответ на необходимость закрытия кампусов и перевод преподавателей и студентов на удаленный формат взаимодействия в образовательном процессе. Оценена потребность системы образования в дополнительном бюджетном финансировании на развитие цифровой образовательной среды, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, а также на создание рабочих мест в вузах для студентов, потерявших приработок, который позволял им оплачивать обучение и/или проживание в другом регионе. Показано, что сложившийся с 2013 г. механизм финансового обеспечения реализации государственного задания по образованию и науке в новых условиях становится неэффективным, и предлагаются варианты его совершенствования. AU - Т. Л. Клячко AU - А. В. Новосельцев AU - Е. В. Одоевская AU - С. Г. Синельников-Мурылев UR - https://archive_vo.hse.ru/2021--1/452313252.html PY - 2021 SP - 8-30 VL -